Популярная «Нива» (ВАЗ-2121) для многих наших соотечественников является фактически синонимом словосочетания «отечественный внедорожник». В свое время за право называться «первым советским джипом» она соревновалась с не менее интересной разработкой завода АЗЛК. К сожалению, этот автомобиль так и не дошел до серийного производства.
код кат
Все началось еще в середине 50-х, когда в Союзе начали работать над полноприводным автомобилем, достаточно комфортабельным для повседневной эксплуатации «на гражданке». На это звание претендовали и ГАЗ М-72, и Москвич-410. Все они были сработаны по одному лекалу — серийный легковой автомобиль с укрепленным кузовом, на жестких мостах с зависимой подвеской, оснащенный раздаточной коробкой. К покорению нехоженых троп эти машины были пригодны, но ни о каком комфорте и говорить не приходилось — очень жесткий ход, шумная полноприводная трансмиссия.
Команда АЗЛК (в те годы завод назывался МЗМА, Московский завод малолитражных автомобилей) под руководством известного инженера Игоря Гладилина решила создать «легковой» вездеход с чистого листа. Так в 1957 году появился Москвич-415, имевший раму вместо несущего кузова — он был легче, надежнее, долговечнее. Внешность у машины была сугубо утилитарная, хотя ее западные «одногодки» (Willys в США, Toyota Land Cruiser 40 в Японии) все были выдержаны в похожем стиле. В 1960 году появилась модификация с закрытым кузовом (Москвич-416). Прототипы успешно прошли заводские испытания, но на тот момент производственные мощности МЗМА были загружены полностью, и времени, а главное желания внедрять и налаживать производство новой модели элементарно не было.
В начале 70-х, когда ниша универсального комфортабельного внедорожника уже не могла долее пустовать, перед автопромом страны снова была поставлена та же задача. Разработкой одновременно занялись 3 предприятия: АвтоВАЗ, Ижмаш и АЗЛК. Инженеры московского завода подняли из архива замороженный проект и уже в 1973 году собрали прототип под названием Москвич-2150, унаследовавший некоторые черты 415-го.
«Нива» на тот момент находилась еще на этапе первых ходовых прототипов, а Москвич-2150 уже был полностью готов к массовому производству. В отличие от разработки ВАЗ'а, он в большей степени подпадал под определение классического внедорожного автомобиля: 3-дверный универсал с лонжеронной рамой, неразрезными мостами и жесткими рессорами был оснащен двигателем объемом 1460 см³ (75 л.с.) и механической 4-ступенчатой трансмиссией. При длине в 3,6 метра, снаряженная масса составляла всего 1050 кг. Клиренс — 22 см. Машина имела 2 топливных бака общей емкостью 60 литров (одной заправки хватало минимум на 500 км). Спинки задних сидений откидывались — удобно для перевозки крупногабаритных грузов. Кроме этого, джип мог буксировать прицеп весом до 350 кг. Заявленная максимальная скорость — 105 км/ч. В новинку был и дифференциал повышенного трения в заднем мосту.
Параллельно была разработана и модификация Москвич-2148 с кузовом «фаэтон» с мягким верхом (на фото слева)
Москвич-2150 отлично приспособлен к круглогодичной эксплуатации в условиях глухого бездорожья: предпусковой подогреватель, герметичная система охлаждения двигателя, заполненная антифризом, тормоза барабанного типа на всех колесах (для лучшей защиты от грязи). В салоне — пластиковая приборная панель, травмобезопасная рулевая колонка.
Отдельно стоит отметить довольно оригинальную цветовую гамму (оранжевый цвет) и вполне адекватный дизайн — не забывайте, на дворе стоял 1973 год! Москвич-2150 был достаточно внушительным, но не кондовым.